Tektonika.ru
 
Актуально
Рецензии и интервью
Интервью
Ответный выстрел
Альманах
Шумовклуб
Смоленская музыка
Контакты
 
Рецензии
в Рецензии на Главную

«Алиса» - «Пульс хранителя дверей лабиринта»

Когда речь заходит об «Алисе» и К.Кинчеве, то всегда помню, что смотреть группу живьём на сцене значительно интереснее, чем просто слушать. Знаменитая энергетика и мощь голоса Константина Евгеньевича, к сожалению, через CD не передаётся.
Новый альбом порадовал тем, что его звучание в целом значительно разнообразнее и современнее (моднее?), чем то, что мы слышали на предыдущих работах «Алисы» (допустим, на «Изгое»). Очень любопытным выглядит участие в записи известного музыканта Сергея Левитина. Прекрасна мелодия песни «Что потом». Не помню уже, когда в последний раз Кинчев радовал столь проникновенными переливами («Дождь», «Веретено»?). В некоторых песнях, особенно «Пересуды», чувствуется влияние творчества Дмитрия Ревякина (любимого Кинчевым уже много лет).
И всё же, послушав альбом несколько раз, поймал себя на мысли, что «что-то не так». Это трудно объяснить… Может быть, такое впечатление от того, что этническо-философский текст Константина с трудом ложится в утяжеленное по-немецки ритмизированное музыкальное полотно? (Своих симпатий к «Rammstein» Кинчев тоже никогда не скрывал). Да и сами тексты… Эти рифмы: «крылом – облом», «стезя – не тормозя», «туман – карман», «вязь – грязь»… Не знаю, не по мне всё это.
И ещё одну ложку дёгтя. Многие с умилением отмечают наличие «зашифрованных посланий» перед каждой песней. Извиняюсь, но зачем вообще зашифровывать и без того не простые мысли, зачем применять реверс? Если бы этим занимался 25-летний Кинчев-экспериментатор в начале своей карьеры, может быть, это можно было расценить как оригинальную находку. Но делать подобные «трюки» (как и в названии на обложке), когда тебе уже полтинник?..
Название альбома – «Пульс хранителя дверей лабиринта» у меня почему-то ассоциируется с приключениями Гарри Поттера и вызывает улыбку. Впрочем, это, конечно, субъективно. Может, прав Кинчев: «Наше дело – путать следы»?
Как ни крути, а альбом всё-таки стоит послушать. И, возможно, не раз. Тем более, что группе «Алиса» в этом году исполняется 25 лет.

Лучшее: «Что потом», «Власть», «Вот так», «Горько».

Сергей Горцев

***

Ещё не успели «алисоманы» вслушаться в альбом «Стать Севера», как в феврале 2008 года вышел новый альбом группы «Алиса» - «Пульс хранителей дверей лабиринта». Альбом вышел в год 25-летия группы и 50-летия Константина Кинчева.
В «Пульс…» вошли 12 треков.
Уже стало доброй традицией, что Кинчев сотоварищи записывают альбом в звукозаписывающих студиях Москвы и Санкт-Петербурга, а сводят и мастеренгуют в Германии (города Кельн и Дюссельдорф), новый альбом не стал исключением. Причём, в сведении принял участие знаменитый саунд-продюссер Jam, известный так же по работе над альбомами групп: «U.D.O.», «Paradise Lost», «Rammstein» и др.
Обложка оформлена в стиле «минимализм»: на черном фоне желтыми буквами название альбома и красными – название коллектива.
И тут начинается самое интересное: надписи напечатаны в зеркальном отображении. Но и это не всё.  Перед каждой песней Кинчев читает текст, но так же воспроизведённый в перевернутом, обратном порядке.
Если не полениться и с помощью эффекта reverse перевернуть тексты, то каждый из них предстанет в виде философского высказывания:
1. Перед песней «Солнце на блюде» - Пульс хранителя дверей лабиринта в движении – покой…
2. «А тут» - Отмечая жизнестойкость опарышей, перестаёшь удивляться назойливости мух.
3. «Власть» - Всматриваясь в глаза вечности можно сойти с ума от беспечности смотрящих под ноги.
4. «Пересмотри» - Посмотришь на него человек как человек, а внутри город дымящийся в руинах.
5. «Вот так» - Бесперспективно искать проигравших в драке обречённых на победу.
6. «Апрель» - Званных свобода крылатит силой причастия, открывая двери в чертоги избранных.
7. «Горько» - Выше правды есть любовь, выше закона – милость, выше справедливости – прощение.
8. «Рикошет» - Отчаянно вслушиваясь в интонации братского голоса, смиряюсь, что отныне смогу утолиться лишь эхом.
9. «Что потом» - Иногда верно поставленный вопрос уже является ответом.
10. «Пересуды» - Даже полюса связаны меридианами, чего уж говорить о параллелях, которые нет нет, да пересекутся.
11. «Все то я хочу» - Довольствуясь малым – легче заглянуть за горизонт.
12. «Стать песней» - Хочу прожить жизнь так, чтобы потом не было больно за бесцельно прожитые годы.
После каждого высказывания слышен приглушённый звук ударов пульса.
Кинчев водит слушателя по своему Лабиринту, в котором сокрыты своеобразные загадки. Разгадать их должен сам слушатель, подсказок у него не будет. Некий сакральный  смысл  предстает как в самом названии альбома,  так и в высказываниях. И эти высказывания помогают понять смысл, заложенный в самих песнях, не лишенных подтекста.
Сердобольные критики уже нарекли новое детище Кинчева «шифровкой для пытливых умов». Альбом вобрал в себя все лучшее, чем славится «Алиса». И в этом весь Кинчев.     
Музыкальный стиль, в котором выдержан альбом назвать сложно. В нем наблюдается смешение направлений: хардкора, панка, фолка, хэви-метала.
На протяжении всего альбома так или иначе присутствует тема смерти. Начиная с первой песни «Солнце на блюдце»,  где судьба – есть сказка, но у этой сказки есть конец. Кинчев смотрит на свою прошлую жизнь и понимает это: «А я не успел оглянуться назад, как стал седым».
История создания песни «А тут» весьма интересна. Кинчев написал ее в поезде Москва – Полоцк 25 октября 2006 года. Именно тогда «Алиса» выступала в качестве хэдлайнеров на белорусском фестивале «Рок-Кола» в г. Полоцке. В песни проведена параллель между жизнью в Белоруссии и жизнью в России.
Бескомпромиссна песня «Власть». Всю ее можно разобрать на громкие цитаты: будь-то «Новой власти нужен порох,
Старой власти нужен ток…»,
будь-то:
Изменчива фактура, капризна стезя,
Во власть приходят не тормозя».
Или даже:
«Адептов передела сольют за бугор,
На почве революций
– возродиться террор.
Оранжевые сопли – очкариков сны
В предчувствии гражданской войны».
На песню Олегом Флянгольцем был снят клип, наполненный компьютерной графикой.
Такова же по тематике и песня «Пересмотри».
В песне «Вот так» Кинчев доносит до слушателей мысль о том, что несмотря на все жизненные гонки, выше всего этого остается вечное.
Куплеты песен «Апрель» и «Все, что я хочу» в музыкальном плане представляют собой знакомые и заслушанные до дыр песни В.Цоя «Апрель» и «Красно-желтые дни» (не с этим ли связана цветовая гамма, использованная в оформлении альбома?). Было ли это преднамеренным шагом со стороны Кинчева?
«Все, что я хочу» вновь обращена к прошлому:
«Между левым и правым крылом
Мое место – движение вспять.
Мои песни для мертвых – облом,
Я полвека мешаю им спать».
Песня «Рикошет» посвящена памяти Александра «Рикошета» Аксенова, близкого друга Кинчева (их дружба была скреплена творческим дуэтом в альбоме «Геополитика»). В песню вставлен монолог самого Рикошета. Последние строки песни пробирают до костей: «Думал, что войду раньше в эту дверь,
Оказалось – Рикошет».
Песня приобретает двойной смысл.
Еще одно посвящение, на этот раз Алексею Локтеву  - песня «Что потом».
На фоне всех песен выделяется песня «Горько». Ее структура напоминает русский народный  мотив. Кинчев исполнил ее вместе с дочерью Верой.
Последняя песня в альбоме «Стать песней» подводит итог всей смысловой нагрузке альбома. Вникнув в ее суть, становится более понятной обращение Кинчева к теме смерти, проявленной как в прямой отсылке слушателей к именам умерших (Рикошет, А. Локтев), так и в завуалированном (упоминание в нескольких песней бубенцов – символ А. Башлачева, совпадение музыки с песнями В.Цоя). И единственный путь двигаться дальше по дороге – это путь песни. Песня остается жива и после смерти поэта, музыканта. Песней можно прийти к Началу Начал:
«Только оставаться живым,
Фальшью не ослабить накал,
И уйти к Началу Начал 
- Песней!».

Екатерина Киселёва